«Вам жить»
Рецензия на спектакль “Вам жить дальше”.

Национальный музыкально-драматический театр и его основатель и бессменный художественный руководитель заслуженный деятель искусств РФ, народная артистка Республики Коми Светлана Горчакова хорошо известны за пределами республики. Гастроли, участие в различных российских фестивалях сделали театр популярным и значимым. Спектакли, поставленные С.Г. Горчаковой, создали положительный имидж коми культуры, как важной составной части российского национального театра.
Сегодня миссия многих национальных театров – сохранить язык и национальные традиции. Сохранить для потомков. В Сыктывкаре Национальный театр – не музейный склад, и это несмотря на то, что здесь бережно собирают и пропагандируют в разнообразных театральных формах фольклор, легенды, обряды и обычаи народа коми. Национальный музыкально-драматический театр сегодня не порывает с культурной традицией народа. Основа спектаклей, как правило, базируется на национальной классике, современной национальной драматургии, ритуале как важной части коммуникации традиции и современности. Но Горчакова строит репертуар, ориентированный на зрителей всех поколений, поэтому в сбалансированной афише – концерты, легкие комедии, водевили и фарсы, русская классика в лице великих Гоголя и Достоевского.
Среди бесспорных удач последних лет – спектакли «Звезда неугасимая» о создателе национального театра Викторе Савине и «Вам жить дальше» по рассказам и повестям Ивана Торопова. Оба имени – Савин и Торопов – для республики знаковые. И будь то биографический спектакль о трагической судьбе Савина или инсценировка повести Торопова, Горчакова находит сценический эквивалент литературному или документальному первоисточнику. Она точно угадывает динамику и направление движения – от литературного первоисточника к сцене, использует привлекательность «коллажа», соединяя почти кинематографическую документальность и театральность. Для Горчаковой-режиссера важно фиксировать историю, потому что в ее театре «горизонтали пространства и вертикали времени» всегда пересекаются в одной точке – спектакле.
Спектакль «Вам жить дальше» вышел в сезон, когда вся страна готовится отметить юбилей Великой Победы. Но мудрая Горчакова не ставит о войне, вслед за автором она размышляет о ее последствиях.
Имя Ивана Григорьевича Торопова известно не только в Коми республике, но и далеко за ее пределами. На родине произведения Торопова изучают в школе, издают как классику национальной литературы. В России его творчество известно не так широко, хотя выпускник Литературного института одним из первых обратился к вопросам экологии, нравственно-этической стороне взаимоотношений человека и природы. Его, Торопова, личное чувство времени было удачно синхронизировано с темами и глобальными сюжетами страны. Как и многие писатели из российской глубинки, в частной жизни людей, частных событиях, происходивших на его, Торопова, родине, он умел разглядеть исторические сюжеты. Соблюдая баланс между реальными фактами и вымыслом, национальной идентификацией и общечеловеческими проблемами, Торопов увлекательно рассказывал про своё поколение – довоенное детство, военное отрочество, послевоенную юность. К его творчеству Национальный музыкально-драматический театр обращался не раз. И это не случайно – автор пишет биографию поколения. «Вам жить дальше» – биография тех, кому пришлось быстро повзрослеть. Горчакова и ставит о взрослении, о постижении мира, где «стране нужно» всегда важнее, чем «я хочу».
Пересказывать сюжет – дело неблагодарное. Главный герой повести и спектакля – деревенский паренек Федя Мелехин, потерявший во время войны родителей, оказывается на лесосплаве. Он остался за старшего в семье, старшим оказался и здесь – его, не достигшего еще полных семнадцати, сверстники выбрали бригадиром. Волевой, ответственный, желающий казаться старше, он не только сумел правильно организовать работу, но и защитить тех, кто доверился ему. Жизнь научила Федю отвечать не только за свои поступки. Отсюда и две очень важные сцены в спектакле – ссора с начальником сплавной бригады Вурдовым, а герой Александра Ветошкина человек совсем не простой, его решения не принято обсуждать и давать им оценку. Но Федор не побоялся повздорить с начальником, заставлявшего ночами гнать бревна по реке. Вторая сцена – просьба милой застенчивой Тамары спасти плот, который она нечаянно бросила в реке. Для театра не важны подробности лесосплава, важнее, что Федя, не задумываясь, по-взрослому принимает решение.
Горчакова, а она здесь автор инсценировки и режиссер, вместе с художником Юрием Самодуровым создает многомерное монохромное пространство. Видеоряд с бесконечным течением большой реки, окруженной лесом, – завораживает. Природа спокойна в первозданной красоте. В спектакле «Вам жить дальше» театральность Горчаковой имеет кинематографический объем, отсюда и новизна жанра, который сам театр определяет как «драма», хотя правильнее было бы модным термином роуд муви, то есть дорожные приключения. «Производственная», по сути, история становится историей первых серьезных взрослых проблем мальчиков и девочек. Режиссер мастерски выстраивает путешествие по реке, когда в диалогах, небольших сценках-зарисовках, она умело использует изощренный сплав психологизма и пластических метафор. Прибегая не к театральному, кинематографическому искусству монтажа, Горчакова обостряет действие, актеры словно бы оттанцовывают бытовые движения, и эти пластические вставки по сути – отбивки сцен, переход от одного эпизода к другому.
При всей красоте мир спектакля невыразительно сер – серое небо, серые бревна, серые одежды персонажей. И серые рабочие будни с одинаковым набором повторяющихся действий и социальных ритуалов: план, работа, еда, сон. Постепенно, вслед за развитием сюжета, скромными всполохами на фоне безликого однообразия мира возникают неяркие, но все-таки цветные пятна – платья девчат. Эти милые, очень юные создания, выбравшись из ватников и бесформенной одежды, в редкие минуты отдыха раскрываются по-новому. Они умеют мечтать, за серыми буднями сегодняшнего дня они стремятся разглядеть авторское послание – «жить дальше».
Трудность тяжелой работы, увеличенная трудностью послевоенного времени, оборачивается романтическим отношением к сложному миру. Действительность сбоит непредвиденными поворотами. А Федя Мелехин, каким играет его талантливый молодой актер Валериан Канев, свое путешествие воспринимает как поиск места в мире. Ему не всегда просто сделать выбор, но его порывистые решения всегда обоснованы.
Самые пронзительные сцены спектакля – разговоры Феди и его рано повзрослевшего друга, фронтовика Шуры Рубакина. Данил Чудов играет философа, до сих пор физически переживающего боль войны. У каждого поколения свои герои, свои наставники. Простые уроки, которые Рубакин дает Федору, обращены в будущее, но опалены огнем прошлого, которое не смоет никакая река.
Множественность тем, среди которых и первые влюбленности, и желание выручить друга из беды, и необходимость заработать любым путем, потому что дома у этих девочек и мальчиков остались младшие сестры и братья, Горчакова намечает, но, следуя за автором, не развивает. Избрав магистральный сюжет, она, конечно, дает каждому актеру небольшой сольный номер, укрупняя на мгновение портрет и характер. Но отдельная судьба, за исключением главного героя, театр мало интересует. Она ставит не про каждого, про всех, которым жить дальше. И оттого, как сумеют выстоять, выжить в это нелегкое путешествие те, кто перешагнул из юности во взрослую жизнь, зависит их будущее. А оно у них разное.
Собрав в этом спектакле молодых актеров во главе с заслуженным артистом России Александром Ветошкиным, Горчакова создала памятник послевоенному поколению. Без лишнего пафоса, салютов и громких слов. Таким, как Федя Мелехин, редко давали медали.
Нина Карпова
Сыктывкар-Москва