Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми успешно выступил на XIV Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул». Была показана лирическая комедия «Эзысь шабді» (Серебро льна) Олега Уляшева и Светланы Горчаковой.
Фестиваль «Майатул», как и национальный театр Коми, в этом году отмечает 30-летие. Коми театр принял участие в большинстве этих фестивалей, проходящих раз в два года. На этот раз наш коллектив не только выступил со своим спектаклем, но и успел побывать на других спектаклях и мероприятиях фестиваля.
За круглым столом
Так, 26 мая в Союзе театральных деятелей Республики Марий Эл прошёл круглый стол ассоциации национальных театров России, в котором приняла участие и делегация от нашего театра. Руководство ассоциации, национальных театров, правительства Марий Эл обсудили реалии и перспективы развития национальных театров России. В частности, были отмечены проблемы ассимиляции и уменьшения количества зрителей-носителей национальных языков. Театр, конечно, помогает сохранить язык, но в первую очередь это ответственность семьи, затем детского сада и школы. Художественный руководитель марийского театра им. Шкетана Василий Пектеев отметил, что в некоторых финно-угорских регионах национальные театры возникли после революции и стали оазисами национальной культуры, сохраняя языки и профессиональное искусство, в том числе изобразительное. В. Пектеев посетовал на то, что сейчас национальные театры поставлены в условия постоянного поиска прибыли, оказывают услуги, находясь в одном строю с банями или парикмахерскими. А в первую очередь наши театры всё же выполняют функцию воспитания, поднятия культурного уровня.
Заведующая кабинетом национальных театров СТД РФ Марина Корчак согласилась с проблемой финансов, но отметила и инертность самих театров – если есть проблемы, о них надо говорить громко. Также отметила, что к сожалению, в СТД сейчас нет программы по нацтеатрам. Но стало возможным осуществление ежегодного фестиваля национальных театров России «Федерация», который в этом году пройдет в четвертый раз. Директор Удмуртского театра Андрей Ураськин отметил нехватку качественной национальной драматургии. Режиссёр театра Шкетана Роман Алексеев подчеркнул важность и необходимость высокопрофессионального обучения национальных кадров в столичных театральных вузах. Министр культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, художественный руководитель театра оперы и балета, председатель СТД РМЭ Константин Иванов рассказал о специфике работы оперного театра: после переезда в новое здание все спектакли стали ставить на языке оригинала, используя для перевода бегущую строку. Спектакли собирают полные залы. Это говорит о том, что яркие, прорывные спектакли не зависят от языка.
Исполнительный директор ассоциации национальных театров РФ Игорь Троилин подчеркнул, что в России 131 национальность, а каждые 20 лет исчезает 5-6 языков. Необходима госпрограмма для поддержки национальных театров. Ассоциация создана в первую очередь для того, чтобы национальные театры не уходили в свой этнографически замкнутый мир, чтобы и у других народов была возможность понять и прочувствовать их культуру. Директор национального театра Коми Светлана Белорусова отметила своевременность создания ассоциации. Коми также не хватает национальных драматургов, и можно было бы продумать общие механизмы привлечения и общения, премиальное отношение к драматургам.
Аллея «Майатул»
В рамках фестиваля прошла посадка аллеи в Центральном парке Йошкар-Олы в честь фестиваля “Майатул”, в которой артисты из Коми приняли активное участие. На мероприятии присутствовали представители правительства Республики Марий Эл. Художественный руководитель театра Шкетана Василий Пектеев провел специальный ритуал в марийских языческих традициях, которые сильны и по сей день. Коми коллеги не остались в стороне и исполнили эпизод из праздника Троицы с обрядовыми пожеланиями роста и цветения.
Участники от коми театра посетили музей национального театра драмы им. Шкетана, где бережно хранят старинные народные инструменты (кÿсле– гусли, шÿвыр – волынка и другие), народные украшения – монисто и головные уборы, старые огромные лампы сценического освещения, макеты декораций, книги, фотографии. Познавательную экскурсию провела куратор коми коллектива, актриса театра Шкетана, радиоведущая, хранитель музея – Елена Мочалова.
В Йошкар-Оле – пять государственных театров, все они находятся в центре города и имеют красивейшие оригинальные здания: это национальный театр им. Шкетана, русский драматический театр, театр оперы и балета, ТЮЗ и театр кукол. Фестивальные спектакли проходили на сценах театра Шкетана и ТЮЗа.
Коллектив коми театра увидел четыре спектакля коллег из финно-угорских регионов: “Годы и люди” Горномарийского театра, “Сказка на бубне” театра обско-угорских народов, “Мой дед говорил” Удмуртского театра и “В сапоге у бабки играл фокстрот” театра Карелии. В этом году на фестивале показали свои спектакли театры из Марий Эл, Удмуртии, Карелии, Коми-Пермяцкого и Ханты-Мансийского округов, всего 9 спектаклей на финно-угорских языках. Фестиваль порадовал сильными постановками в разных жанрах – театры показали как яркий и самобытный эпос, так и современные драмы. Гран-при завоевал марийский национальный театр драмы им. Шкетана с эпическим спектаклем «Югорно» (Песнь о вещем пути). Отмечены также спектакли «Зарни инь» коми-пермяцкого национального театра, «Эрьзя. Летящий к свету» Мордовского национального театра.
Радость от «Серебра льна»
27 мая коми спектакль “Эзысь шабді” был показан на сцене Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана. Коми коллектив приветствовали министр культуры, печати и по делам национальностей РМЭ Константин Иванов, директор театра Шкетана Эрик Юзыкайн, руководители театров других регионов. Спектакль был принят тепло как зрителями, так и жюри. На следующий день прошло экспертное обсуждение спектакля на труппу.
Эвика Сивакова – театровед, журналист (гг. Йошкар-Ола – Санкт-Петербург): «Это была услада для ушей и глаз, эстетическое удовольствие. Больше всего поразило, насколько вы – слаженный единый организм, как вы все вместе работаете. Просто потрясающие голоса, на высоком уровне. Сначала я думала, что это может перелиться в какие-то концертные номера, но этого не произошло, и это было очень радостно. Всё было цельно. Объемное звучание, яркие костюмы. Хотелось бы отметить перевод – на этом фестивале в первый раз настолько живой перевод, с интонациями, голос был очень приятный, спасибо за это Евгении Удаловой. Просто сидишь, наслаждаешься, не смотришь на часы. И у вас очень хорошо сделана программка – по-моему, идеальная. Всё расписано. Тут действительно надо много объяснять, потому что у вас сложный материал. Объемный, но при этом компактный. Столько всего успели дать зрителям. Я видела по реакции зрителей, как всем откликнулось, все получали удовольствие и радость. Отдельно отмечу Александра Ветошкина – у вас какой-то особый актерский талант, энергия, вы мне запали в душу. Спасибо всем создателям спектакля».
Елена Глебова – театральный критик, редактор журнала СТД РФ «Страстной бульвар, 10» (г. Москва): «Этот вечер был чистой радостью. С одной стороны, погружают в реконструкцию этнографии, с другой стороны – вы не экспонаты, которые демонстрируют, что было когда-то очень давно, а вы – живые люди, проходящие «путь льна». Нередко бывают спектакли, когда просто показали, как жили, но мы к этому никакого отношения не имеем. В вашем случае вы меня настолько включили в весь этот процесс, что я убедилась – времена всегда одинаковые, всегда существуют эмоции, надежда, с которой живет человек. Надежда удивительно точно показана режиссером через гадания. Грамотная работа с деталями. Это маленькие, точные, живые детали, через которые для меня оживает это утраченное прошлое. Точные технологические детали – например, как треплют лён. Причем на этом не акцентируется внимание, при этом развиваются сюжеты вокруг персонажей. И удивительно, как вы сплели этот пояс прямо на глазах зрителей, это на уровне какого-то чуда. Считываю замечательный сюжет, прежде всего через дуэт Александра Ветошкина и Валентины Соколовой: через ваши оценки, реакции я открываю других героев. Потрясающая работа Зои Осиповой – молодой вдовы Ирины: я ощущаю, как вы пытаетесь забыться, через постоянное вторжение в эти игры, это отдельный спектакль об этой молодой женщине. Замечательная пара – молодожены (Ангелина Шахова и Илья Карманов), вы сыграли историю семьи, как она зарождается из вечёрок, тот случай, когда актер создает характер, судьбу без каких-либо приспособлений и монологов. Интересно зарождение отношений между коробейником Егором и Анной. Александр Канев (Харлам) – деревенский балагур, с внутренним стержнем, человек-скала. Вообще, ни один актер не потерялся, даже в массовых сценах, слов-то практически нет, а сыграли замечательно. Всё легко, с долей иронии. И тонкое соединение древних верований и христианства. Зрители, которые мало знают о культуре коми, обязательно углубятся – вы просто нас заразили, влюбили».
Дина Давлетшина – театральный критик (г. Уфа): «Я испытываю большое удовлетворение. Я видела очень много таких мероприятий, встреч в народных традициях, но это в основном выглядит фальшиво. В вашем спектакле для меня интерес возник, когда возникли взаимоотношения, живые люди со своими переживаниями, желанием выстроить отношения. Тоже для себя отметила героиню по имени Ирина (Зоя Осипова), у которой проходят посиделки. Я переживала за нее, найдет ли она пару. У вас замечательная работа хормейстера, прекрасно поставлены голоса. Ансамблевое пение на высокопрофессиональном уровне. Режиссер Светлана Горчакова очень точно всё выстраивает, за отношениями интересно наблюдать. Праздники ожили за счет выстроенных в этом сообществе взаимоотношений. Вы поразили, удивили, восхитили. Тот пример, как нужно делать такие фольклорные вещи».
Марина Корчак – театральный критик, заведующая кабинетами драматических и национальных театров СТД РФ (г. Москва): «Это был высший класс спектакля про национальную историю. Этот огромный объем можно разделить на четыре спектакля, самодостаточные отрывки могут существовать самостоятельно. Ценность этого спектакля – одинаково высокий профессиональный уровень артистов. Общее впечатление очень хорошее, легкая замечательная сценография – всё работает, дополняет эту историю, помогает актерам существовать. Разнообразие, красота костюмов – просто для музея, чудо чудное. Этот спектакль без всяких снисхождений с высоты Москвы достоин участия в самых крутых конкурсах, фестивалях. Нужно обязательно его показывать».
Коллектив Национального музыкально-драматического театра Республики Коми заслуженно получает диплом XIV Международного фестиваля театров финно-угорских народов «Майатул» в номинации «Лучший актерский ансамбль»!